Строительство Беломорско - Балтийского канала

В 1930-х годах Иосиф Сталин дал указание разработать план строительства Беломорско-Балтийского канала. Строительство канала должно было символизировать успехи социалистической системы. Кроме этого, он имел огромное стратегическое и экономическое значение для молодого государства.

Мировой экономический кризис не оставил в стороне и Советский Союз. Стране было не на что закупать импортную технику, поэтому с целью экономии валютных средств, необходимых для индустриализации и обороны, на строительстве Беломорканала решено было использовать исключительно ручной труд - труд заключённых.

Кураторами строительства Беломорско - Балтийского канала стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Лазарь Коган. Руководство строительством осуществлял Н. А. Френкель, который и выдвинул идею превращения каторги в громадное предприятие, приносящее государству большие доходы, так понравившуюся Сталину.

Беломорканал строился силами заключенных ГУЛАГа. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»).

В проектировании канала, в том числе, участвовали и заключенные лагеря. Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали паек. Умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала. Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов.

Строители жили в бараках, палатках или иных постройках временного типа. За время проведения работ заключенные выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ.

Люди не выдерживали невыносимых условий работ и умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. Основным средством стимулирования заключенных стала так называемая «котловка» – неравное питание. Но пайки были настолько скудны, что заключенные умирали от истощения.

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло.

Для точных конструкторских и инженерных расчетов искали по всей стране, арестовывали и забирали в лагерь на строительство любых необходимых здесь специалистов. Некоторым даже не объявляли их приговоры и сроки заключения.

Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В связи с окончанием строительства Беломоро-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству". Никогда более подобной практики массового освобождения заключенных в СССР не применяли.