Искусство в тоталитарном государстве

Революция открыла перед людьми такие широкие перспективы, что они не могли не вдохновлять. Творческая интеллигенция также почувствовала приток новых возможностей. Так, Валерий Брюсов видел уже возникновение нового языка и нового стиля, новых форм жизни, Велимир Хлебников рассматривал революцию как космический переворот, который откроет новые «законы времени».

В 20-ые годы произошел расцвет русского авангарда. Он характеризовался энтузиазмом к будущему, активной позицией и презрением к старым авторитетам. Поэты и художники стремились разрушать сложившиеся традиции в искусстве и искать свои пути художественной самореализации.

Новое искусство стремилось создавать новый мир, поэтому было утопично и социально окрашено. Искусство как самоцель отрицалось. В 20-ых годах появилось новое течение – производственное искусство, которое отражало его связь с трудом. Главным критерием в искусстве становилась «нужность». Первым советским дизайнером, работавшим в этом направлении, был В. Татлин. Переделка мира коснулась и быта простых людей. Новые проекты домов предусматривали коллективный способ жизни, они назывались «дом нового быта», «дом-коммуна», «жилкомбинат».

Через некоторое время функцией искусства стало не развлечение, воспитание людей, создание с его помощью «нового советского человека». Так появилось тоталитарное искусств, которое строго контролировалось государством и было ограничено его политикой. Основная цель искусства сместилась к пропаганде правящей идеологии.

В тоталитарном искусстве отенялась индивидуализация, в почете массовость, начиная от хореографии и хорового пения и заканчивая демонстрациями атлетов и физкультурников. На становление эстетики повлияли экспрессионизм, футуризм и конструктивизм 20-ых годов.